Сценарий виртуальная экскурсии по ВСМПОВ помощь добровольцу

Виртуальная экскурсия

Еще раз здравствуйте! Дорогие участники сборов, невозможно эффективно построить свое будущее, если не знаешь прошлого. Сегодня мы вам предлагаем окунуться в историю нашего завода. Вместе с нами пройти по трагическим и триумфальным ее страницам.

Здесь было бы замечательно спеть песню «Та, заводская проходная…»

Дальше все идет под презентацию

Свою биографию Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) начинает далеко от Урала.

Место его рождения – подмосковный поселок Сетунь, где в 1929 году начались работы по строительству завода нового поколения (для того времени, конечно) по производству дюралюминия. В конце 20-х годов это был самый передовой металл, необходимый для самолето-, автомобиле-, судостроения. Причем потребности в нем возрастали буквально каждый день. Примером этого может служить то, что изначально планировалось выпускать всего 1,5 тысячи тонн дюралюминия в год. А в окончательном проекте объем производства вырос до 7 тысяч тонн!

Еще не построенный завод получил название «№ 45» и был включен в число наиболее важных объектов, сооружаемых в те годы. Работы велись ударными темпами, хотя большинство операций производилось вручную. К строительству были привлечены специалисты из Германии (не только инженеры, но и рабочие). Большинство оборудования для будущего гиганта советской индустрии закупали за границей в Англии, Франции, Германии, США.

В январе 1933 года на заводе были прокатаны первые слитки. Предприятие еще не было официально сдано в эксплуатацию, но уже в первом квартале получило производственный план на слитки, листы и трубы. 1 июля 1933 года специальная Правительственная комиссия зачислила завод в число действующих.
Завод № 45 стал главным поставщиком полуфабрикатов для авиапромышленности. В январе 1934 года предприятие было передано в ведение Глававиапрома и сменило название на «Завод № 95».

Большая нагрузка по разработке новых сплавов легла на коллектив центральной заводской лаборатории под руководством Савватия Михайловича Воронова. Например, был разработан сплав М-95, ставшим основным при изготовлении нового бомбардировщика СБ. В промышленности до сих пор используют ковочные сплавы АК5 и АК6, разработанные в 1935 году.

Технологии разрабатывались и тут же внедрялись в производство. Завод № 95 был единственным по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов, на его базе обучались специалисты-металлурги со всех концов страны. Войдя в число оборонных предприятий, завод получал жесткие директивы (указания) по выполнению плана.

Конец тридцатых годов записан в историю предприятия не только трудовыми подвигами. Освоение новых технологий невозможно без выпуска брака. Новое, значит, еще неизвестное. Но в то время было только одно объяснение любым трудностям: вредительство, измена Родине, шпионаж. Аресты проводились постоянно, для этого не требовалось веских причин, хватало подозрений. В застенки НКВД попадали и простые рабочие, и ведущие специалисты. Среди арестованных были директор завода С.М. Лещенко, заместитель главного металлурга В.И. Дворецкий, начальник отдела технического контроля П.И. Вераксо, начальник исследовательского бюро И.А. Дейч, главный энергетик В.М. Яковлев и еще множество металлургов … Практически все они были впоследствии реабилитированы (оправданы, признаны невиновными), многие – посмертно.

Еще в 1936 году в Верхней Салде был построен завод «Стальконструкция». На нем изготавливали мосты и различные краны, сборные сварные металлоконструкции для строек (для заводских цехов и даже московского метро). Именно сюда был эвакуирован из Подмосковья завод № 95 в октябре-ноябре 1941 года. Также на площадку «Стальконструкции» было вывезено оборудование предприятий из Ленинграда и Кольчугино – основу завода № 519.

Сроки пуска завода № 95 были установлены по нормам военного времени. Через полгода после переезда предприятие начало выдавать продукцию (в мирное время это заняло бы не менее 3 лет). Для фронта выпускали лопасти самолетных винтов, заготовки для танковых радиаторных труб, штамповки моторных деталей… Завод № 519 освоил выпуск латунной и медной ленты для патронов.

«Все для фронта, все для Победы!» — с этим лозунгом заводчане выполняли и перевыполняли производственные нормы, станки не выключались сутками. В 1943 году завод № 95 перекрыл проектную мощность в 6 раз! За самоотверженный труд коллектив завода был отмечен высшей наградой страны – орденом Ленина. Двадцать один раз за годы войны ему присуждалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны, по постановлению ВЦСПС и Наркомата авиапромышленности знамя было оставлено заводу на вечное хранение (в 1946 году).

Послевоенное время стало для завода № 95 очередным испытанием. Заводу требовалась реконструкция (ремонт и перестройка). К примеру, в апреле 1948 года был полностью остановлен прокатный цех: замена деревянных перекрытий на металлические стала не роскошью, а необходимостью. Оборудование за военные годы также сильно износилось.

Большой проблемой послевоенных лет стала нехватка квалифицированных кадров. Эвакуированные рабочие стремились вернуться в родные места. В 1945-1946 годах с завода № 95 уволилось более 1000 человек, столько же – в 1947 году.

Несмотря на все трудности, завод жил, осваивал новые технологии. Менялись требования к продукции. Будущее было за реактивной авиацией и ракетостроением. Штамповки для новых самолетов требовали одновременно высокого качества сплавов и разработки методов производства деталей сложной формы с малыми допусками (заготовки становились предельно похожими на готовые детали). Уже в 1945 году на заводе № 95 были выпущены опытные партии полуфабрикатов (заготовок) из высокопрочного алюминиевого сплава В95 для тяжелого стратегического бомбардировщика ТУ-4. Появилась атомная промышленность, для нее выполнялись секретные заказы. Для лаборатории под руководством И.В. Курчатова в 1948 году были выпущены первые ребристые трубы специального назначения.

Но большая часть производимой в послевоенное время продукции направлялась на предприятия, не имеющие отношения к авиационной промышленности. Такую продукцию называли «ширпотребом» — продукция широкого потребления.

В работе завода № 519 после войны больших изменений не произошло. Он все так же производил капсюльную и патронную ленту, медную ленту для радиаторов. Но послевоенные перемены коснулись и его. К 1947 году (год денежной реформы) было освоено производство медно-никелевого сплава для монет нового образца.

В 1952 году приказом министра авиационной промышленности директором завода № 95 был назначен Гавриил Дмитриевич Агарков.

9 марта 1954 года Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по реализации производства титана». В нем была определена необходимость разработки и внедрения в производство технологии изготовления листов из технического титана и его сплавов из слитков весом 100-500 кг. Уникальные свойства титана интересовали авиаторов и корабелов, машиностроителей и ракетчиков, атомщиков и химиков … Титан становился стратегическим металлом.

На заводе № 519 организовали производство листов из титана на оборудовании прокатного цеха (применялось для выпуска листов цветных металлов). Сейчас смешно сказать, но секретность работ доходила до крайностей. Даже инженеры завода не знали, что за металл скрывается под обозначением ВТ-1Д. Вообще, это просто марка титанового сплава, но можно расшифровать и по другому: «ВТ – военная тайна». В октябре 1954 года были проведены первые опытные работы по горячей прокатке небольших кованых плит технического титана (поступили с Подольского химико-металлургического завода). В мае 1955 года титановые листы выдавались серийно, но не соответствовали заявленным свойствам (качество было не таким высоким, как ожидалось).

Параллельно на заводе № 95 был организован опытно-экспериментальный цех. Он должен был разработать и внедрить технологию выплавки титановых слитков. Опыта работ с титаном не было ни у кого, оборудование было не приспособлено к новому металлу. Все приходилось осваивать на месте.

21 июня 1956 года было принято Постановление Совета Министров СССР. В нем перед заводом № 95 ставится задача: реконструкция производства для выпуска изделий из титана и его сплавов. Завод практически становится одним из основных центров не только производства титана, но и исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области. Завод № 519 вошел в состав более крупного соседа.

17 февраля 1957 года была проведена первая плавка титана, вел ее В.В. Тетюхин. Возле пульта находились А.Л. Андреев, Ю.А. Кунцев, Ю.М. Прилуцких, А.Н. Щетников, П.Г. Павлов. Плавка проводилась в печи ВД-5 (вакуумно-дуговая плавильная печь), привезенной из ВИАМ. Полученный слиток не поместился в кристаллизаторе: его «корона» разлилась на фланец. Пришлось его выбивать в камеру печи, после остывания, конечно. Вес первого титанового слитка – 4 кг, диаметр – 100 мм.

За 1957 год было выплавлено около 75 тонн титановых слитков. А требовалось во много раз больше, завод не мог обеспечить титаном всех желающих.

Не надо забывать, что на предприятии не прекращался выпуск изделий из тяжелых цветных металлов (производство постепенно сворачивалось) и алюминиевых сплавов. В числе важных работ можно назвать выпуск профилей из алюминиевых сплавов для ТУ-95, штамповок для МиГ-19, ТУ-16, ТУ-95, «самолета-снаряда» В-300, ракетных комплексов «Буран» и «Вьюга», двигателей для АН-10, АН-12, ИЛ-18, ТУ-114.

С момента перехода предприятия на выпуск полуфабрикатов из титановых сплавов было ясно, что технология их производства сильно отличается от уже известных (алюминиевые сплавы и сплавы на медной основе). Новые технологические процессы требовали применения вакуумной техники, гораздо больших усилий при деформации металла, нагрева до более высоких температур, больших энергетических затрат… Поэтому была необходима не только разработка новых режимов, но и проектирование и изготовление нового оборудования для реконструируемых и строящихся цехов.

В 60 — 70-е годы завод напоминает гигантскую стройку. В это время были возведены корпуса новых цехов: плавильного, прокатного, ремонтно-механического, инструментального. Площадь предприятия увеличилась в 6 раз!

Для создания нового производства были привлечены сотни машиностроительных предприятий, специализированные проектные институты, строительные, монтажные и наладочные организации. Создавалась уникальная база по серийной выплавке слитков титановых сплавов и их переработке в листы, поковки и штамповки.

Много проблем в наращивании производства было из-за несовершенства конструкций печей. К 1960 году были определены основные принципы конструирования печей для производства титановых слитков. Созданы промышленные образцы, позволяющие получать слитки весом до 1 тонны. С 1961 по 1965 год на заводе пущены в работу семь новых печей ДВС-5 и пять печей ВД-650.

Параллельно в 1960 году начались работы над выпуском крупногабаритных слитков. За освоение отливки слитков весом до 5 тонн плавильщик В. Шишин был награжден орденом Ленина, В. Тетюхин и И. Тейтель орденами Трудового Красного Знамени. В 1976 году на салдинском заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток весом 15 тонн и диаметром 1200 мм.

Для производства штамповок из алюминиевых сплавов, крупногабаритных ребристых панелей, панелей для крыльев зенитных ракет и самолетов, двигателей торпед и подводных лодок был создан новый цех (в 1959 году). В 1961 году в нем заработал самый крупный в мире пресс усилием 75 тысяч тонн. Использование в авиастроении крупногабаритных деталей (вместо сборки узлов из более мелких) позволило уменьшить массу и повысить надежность самолетов.

В июне 1961 года завод № 95 был переименован в ВСМОЗ (Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод).

Реконструкция продолжалась. В 1963 году перестроили молотовую кузницу, трубный и профильный цехи, сдали в эксплуатацию новый сортопрокатный цех. В 1968 году построены корпуса нового литейного цеха (120 тысяч квадратных метров). 28 декабря того же года там был выплавлен первый опытный слиток, на следующий день были приняты в работу шесть первых вакуумно-дуговых плавильных печей. В 1974 году новоплавильный цех вышел на проектную мощность, обеспечивая титаном оборонные отрасли.

В январе-феврале 1965 года была освоена технология прокатки, выпущены первые серийные партии титановых прутков диаметром 30-60 мм. В 1968 году разработана и внедрена технология поточного производства лопаточной заготовки. В 1974 году на заводе установлен уникальный агрегат поперечно-винтовой прокатки (первый в мире). К 1979 году выпуск прутков увеличился в 6 раз, а лопаток – в 42 раза!

В начале 70-х были разработаны серийные технологии получения труб из технического титана (бесшовных и сварных).

ВСМОЗ участвует во всех аэрокосмических проектах тех лет. Одним из примеров сотрудничества с авиаконструкторами служит освоение технологии изготовления длинномерных (длиной до 28 метров!) панелей и профилей из алюминиевых сплавов, используемых в новом поколении самолетов-гигантов «Руслан» и «Мрия». На основе титановых и алюминиевых сплавов создаются изделия для двигателей и шасси самолетов и вертолетов. Салдинские полуфабрикаты были использованы в стыковочном узле космического комплекса «Союз-Аполлон», корабле многоразового использования «Буран», ракетоносителе «Энергия».

С мая 1982 года предприятие носит новое имя – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, ВСМПО.

В 1983 году за заслуги в развитии отечественной авиационной металлургии коллектив ВСМПО был награжден орденом Октябрьской Революции.

В конце 80-х годов предприятие производило титановых слитков около 100 тысяч тонн — почти в 1,5 раза больше, чем весь остальной мир!
На базе существовавших цехов были созданы заводы: плавильно-литейный, листопрокатный, кузнечный, чугунолитейный, товаров народного потребления, строительный, ремонтно-механический, энергоремонтный. Образцом для других стала работа чугунолитейного завода в 1988-1989 годах: поставки по договорам полностью выполнялись, затраты удалось значительно снизить, выросла заработная плата. 1 декабря 1989 года между ЧЛЗ и ВСМПО был заключен договор аренды имущества, ЧЛЗ стал арендным предприятием.

70 – 80 годы мы часто называем временем застоя, стагнации, но это было совсем не так. Чтобы лучше ощутить то, время мы предлагаем вам сейчас посмотреть небольшой фильм  о том времени.

Демонстрируется фильм.

Грядет время перемен, из-за конверсии (уменьшение оборонных заказов) уже к маю 1989 года ВСМПО потеряло заказов на 20 миллионов рублей. Но желание обрести самостоятельность в вопросах производства и при распределении полученной прибыли было сильнее осторожности. 1 января 1990 года предприятие официально стало арендным. 3-4 июня 1991 года в объединении состоялись выборы генерального директора, им стал Н.Ф. Калмыков.

Сегодня трудно представить все трудности того периода: прекращены поставки по государственным заказам; продолжается снижение объемов производства; увеличиваются цены на сырье; республики выходят из состава СССР, создавая суверенные государства с собственными границами и национальными валютами; нормой становится предварительная оплата за выполнение любых заказов … Сложности приводят к сокращению объемов продаж, а значит, к дефициту (нехватке) средств, задержкам заработной платы.

1 июля 1992 года к исполнению обязанностей приступил новый генеральный директор — Владислав Валентинович Тетюхин.

Цехи стали выпускать лишь то, что могло быть оплачено заказчиками. На предприятии экономили сырье и электроэнергию. Продукция ВСМПО (титан, ферротитан, нержавеющая сталь) на внешнем рынке стоила дороже. Именно там было решено максимально увеличить продажи. В начале 90-х ВСМПО ощутило жесточайшую конкуренцию со стороны американских и японских производителей. Приходилось совершенствовать производство. В 1993-1994 годах были получены первые сертификаты ведущих мировых авиа- и двигателестроительных фирм. Были заключены контракты с фирмами Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier, Aerospatiale, Snecma, General Electric.

В 1995 году на экспорт поставлено более 4700 тонн титана. В 1996 году за рубеж отправлена первая крупная партия штамповок. В 2003 была изготовлена самая крупная штамповка в мире: балка шасси аэробуса А-380 весом почти 3,5 тонны!

С 1998 года ВСМПО и АВИСМА (единственный в России производитель губчатого титана) образовали производственно-технологическую группу.
В середине двухтысячных титановая корпорация оказалась в сложном положении. Конфликт основных акционеров стал причиной дестабилизации производства и вообще грозил развалом отрасли. В 2005 году были даже приостановлены торги акциями «ВСМПО-Ависма», так как более 70% из них оказались под арестом.

туацию спасло вмешательство корпорации «Ростехнологии», которая приобрела 70,42% акций «ВПСМО-Ависма». Это гарантировало, что уникальное титановое предприятие не попадет в злые руки и не будет распродано по частям или за бесценок. Оказаться под крылом у крупной госкомпании накануне мирового кризиса – большое везение.

В 2007 году было образовано совместное с Boeing предприятие Ural Boeing Manufacturing, которое занимается механической обработкой титановых штамповок для гражданских лайнеров, в том числе для знаменитого Boeing 787 Dreamliner.

Генеральному директору Михаилу Воеводину, назначенному «Ростехнологиями» в 2009 году, удалось одновременно сократить издержки и избежать массовых сокращений. Редкая комбинация. По договору с профсоюзами было решено ввести четырехдневную рабочую неделю, в итоге от увольнения спаслись 4000 человек, попавших в зону риска. Еще в этом кризисном году были подписаны долгосрочные контракты с Boeing, EADS и Safran Group. Это дало возможность не сворачивать инвестиционную программу, принятую еще в 2007 году.

В 2012 году «ВСМПО-Ависма» не только вышла на докризисный уровень производства, но и превысила его. Если в 2007 году здесь выплавлено 27,4 тыс. тонн титана, то в 2012 году – уже 31,3 тыс. тонн. Чистая прибыль компании за последние три года выросла со 173 млн рублей до 7,1 млрд рублей

2013 год во многом стал знаковым. Получив контроль над днепропетровским «Демуринским горно-обогатительным комбинатом», «ВСМПО-Ависма» расширила свою сырьевую базу: 30-40% потребностей в сырье  обеспечивает свежее «приобретение». В комбинат уже инвестировали около 30 млн долларов. Также у ВСМПО теперь есть лицензия на месторождение ильменита «Центральное» в Тамбовской области. «Ростехнологии» сделали из «ВСМПО-Ависма» сильную и успешную компанию, которая успешно работает в любых условиях.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru